РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

 

Обгоняя звук

Первым шагом к созданию первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19 стал опытный самолет И-340 (СМ-1) с двумя двигателями АМ-5 тягой по 2000 кгс, построенный ОКБ-155 в 1951 г. на базе МиГ-17. В том же году был создан еще один опытный сверхзвуковой истребитель – И-350 («М») с двигателем ТР-3. Из-за недоведенности двигателя последний развития не получил, а на базе СМ-1 был разработан опытный истребитель сопровождения И-360 (СМ-2) с теми же двигателями, но уже с новой аэродинамической компоновкой, включавшей крыло со стреловидностью 55°. Проектированием самолета руководил А.Г. Брунов, вопросами аэродинамики занимался А.А. Чумаченко, а проблемами управления и управляемости – Р.А. Беляков и А.В. Минаев. Пилотируемый летчиком-испытателем Г.А. Седовым самолет СМ-2 совершил первый полет 24 мая 1952 г. 

 
После перекомпоновки хвостового оперения (для повышения эффективности стабилизатор был перенесен на фюзеляж) и установки форсажных двигателей АМ-9 (РД-9Б) тягой по 3250 кгс самолет получил название СМ-9. Уже в первых испытательных полетах летчик-испытатель Г.А. Седов преодолел на нем скорость звука, а затем достиг максимальной скорости 1400 км/ч. В начале 1954 г. самолет под обозначением МиГ-19 был запущен в серийное производство на заводе в Горьком, а вскоре и в Новосибирске. С марта 1955 г. МиГ-19 стал поступать в строевые части ВВС. 
МиГ-19
 
МиГ-19 стал первым в мире самолетом, способным при старте с земли достигать сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете. 
 
Для улучшения маневренности МиГ-19 в ОКБ-155 был построен опытный самолет СМ-9/3 с цельноповоротным управляемым в полете стабилизатором. После проведения испытаний он был запущен в серию под обозначением МиГ-19С, параллельно было усилено его вооружение: пушки НР-23 заменили на НР-30. Для решения задач ПВО на базе самолета МиГ-19 был построен истребитель-перехватчик МиГ-19П. На него устанавливались РЛС РП-1 «Изумруд» (как на МиГ-17П), две пушки калибра 30 мм, а также могли подвешиваться блоки с неуправляемыми реактивными снарядами. Вариант МиГ-19П с РЛС РП-5 «Изумруд-5» и управляемым стабилизатором выпускался серийно на заводе в Горьком. Дальнейшей модификацией истребителя-перехватчика стал выпускавшийся тем же заводом МиГ-19ПМ, впервые в СССР вооруженный управляемыми ракетами «воздух–воздух» К-5М. 
 
МиГ-19ПМ
 
На базе серийных МиГ-19 ОКБ построило также целый ряд опытных и экспериментальных самолетов, на которых производилась отработка системы дозаправки в воздухе (СМ-10), система безаэродромного старта (СМ-30), вооружения (СМ-2А, СМ-2Б и т.д., СМ-12ПМ, СМ-12ПМУ), различные новые конструктивные решения и силовые установки с целью повышения летных характеристик и высоты полета (СМ-12, СМ-50 и др.). На СМ-12 впервые в отечественной практике была отработана конструкция регулируемого воздухозаборника с острой передней кромкой. Впоследствии это позволило на самолете Е-50 достичь скорости 2450 км/час. 
 
За время серийного производства из цехов заводов в Горьком и Новосибирске вышло 1890 самолетов МиГ-19 всех модификаций. Лицензии на производство истребителя были переданы в Чехословакию и Китай. 
 
И хотя МиГ-19 строился довольно крупной серией, массовое признание получил другой сверхзвуковой истребитель ОКБ – МиГ-21. Он создавался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1953 г. как легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель с треугольным крылом и одним двигателем АМ-11 (РД-11) тягой 5100 кгс, имеющий по сравнению с двухдвигательными самолетами при сохранении высокой тяговооруженности преимущество в массе конструкции и расходе топлива на один самолето-вылет. Из-за того, что ОКБ еще не располагало опытом постройки самолетов с таким крылом, было принято решение строить самолет в двух вариантах: как с треугольным, так и со стреловидным (55°) крылом для сравнительной оценки их при летных испытаниях. В ОКБ были построены самолеты Е-2 и Е-2А с крылом стреловидностью 55°, а также Е-4 и Е-5 с треугольным крылом. Е-2 и Е-4 имели еще менее мощные двигатели АМ-9Б и РД-9Е тягой 3250 и 3800 кгс. Первые вылеты на них совершили 14 февраля и 16 июня 1955 г. летчики-испытатели Г.К. Мосолов и Г.А. Седов соответственно. Когда был готов новый РД-11 тягой 5100 кгс, он был установлен на самолеты Е-2А и Е-5, поднятые в воздух 17 февраля и 9 января 1956 г. летчиками-испытателями Г.А. Седовым и В.А. Нефедовым. В ходе испытаний вопрос был решен в пользу треугольного крыла, и Е-5 под названием МиГ-21 («65») запустили в серийное производство на заводе в Горьком. На том же заводе в 1957 г. была заложена и серия самолетов Е-2А под названием МиГ-23 («63»), однако позднее от их постройки отказались. Кроме того, на базе Е-2 со стреловидным крылом был изготовлен и проходил испытания экспериментальный истребитель Е-50 с комбинированной силовой установкой в составе ТРД РД-9Е и ЖРД С-155 (первый полет выполнил 9 января 1956 г. летчик-испытатель В.Г. Мухин). Модификацию этого самолета Е-50А с РД-11 и ЖРД С-155 под названием МиГ-23У также решено было строить серийно с 1957 г., однако, как и в случае с Е-2А (МиГ-23), реализована эта идея не была. 
 
Первая массовая модификация легкого сверхзвукового фронтового истребителя с треугольным крылом – МиГ-21Ф – была создана в 1958 г. на базе серийного МиГ-21 за счет установки нового двигателя Р11Ф-300 тягой 5750 кгс и улучшения аэродинамики носовой части фюзеляжа. Самолет успешно прошел испытания и в 1959 г. был запущен в серийное производство на заводах в Москве, а затем и в Горьком. С 1960 г. он выпускался в модификации МиГ-21Ф-13, оснащенной управляемыми ракетами класса «воздух–воздух» Р-3С (К-13) с тепловыми головками самонаведения. Дальнейшее развитие МиГ-21 получил в виде всепогодного истребителя-перехватчика с бортовой РЛС и управляемым ракетным вооружением. Испытания первого опытного перехватчика Е-7 (МиГ-21П) с РЛС ЦД-30Т (РП-21) начал 10 августа 1958 г. летчик-испытатель И.Н. Кравцов, а с 1962 г., после оснащения форсированным двигателем Р11Ф2-300 тягой 6175 кгс, под обозначением МиГ-21ПФ самолет строился серийно. 
 
Высокий технический и технологический уровень поставили самолет в ряд наиболее известных фронтовых истребителей мира. На МиГ-21 был внедрен ряд технических новшеств. Среди них, в частности, сдув пограничного слоя. Удачно найденные при создании базового самолета проектно-конструкторские решения дали возможность создать многочисленные модификации этого истребителя. За разработку самолета МиГ-21 группе ведущих специалистов во главе с А.И. Микояном была присуждена Ленинская премия. 
 

 

МиГ-21Ф-13

 
В последующие годы на базе МиГ-21ПФ были созданы и строились серийно модификации истребителей с РЛС ЦД-30Т и ЦД-30ТП (РП-21 и РП-21М) МиГ-21ПФС, МиГ-21ПФМ и МиГ-21ФЛ, разведчика МиГ-21Р, истребителей с РЛС «Сапфир» (РП-22) МиГ-21С, МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21МТ и, наконец, МиГ-21бис с двигателем Р25-300, ставший наиболее совершенным вариантом семейства, а также самолеты-мишени М-21 и М-21М. В числе экспериментальных самолетов был МиГ-21ПД (21-14), обеспечивающий два режима применения – беспилотный (для действий по наземным целям с сильной ПВО) и пилотируемый. Последние варианты МиГ-21 вооружались управляемыми ракетами К-60, способными поражать высокоманевренные воздушные цели. 
 
Для подготовки и тренировок летчиков на базе МиГ-21Ф в 1960 г. был создан и с 1962 г. выпускался серийно в Тбилиси двухместный учебно-тренировочный истребитель МиГ-21У, а затем его усовершенствованные варианты МиГ-21УС и МиГ-21УМ. 
 
МиГ-21бис
 
На опытных и экспериментальных самолетах, построенных на основе истребителей МиГ-21, проходили отработку и испытания различные конструктивные решения, новые силовые установки и системы вооружения. Особо стоит отметить среди них опытный самолет Е-8 (МиГ-21М, МиГ-23) с двигателем Р21-300 и передним горизонтальным оперением (первый полет выполнил 17 апреля 1962 г. Г.К. Мосолов), самолет МиГ-21ПД с двумя дополнительными подъемными ТРД РД36-35 (16 июня 1966 г., летчик-испытатель П.М. Остапенко) и выполненный по схеме «бесхвостка» самолет-«аналог» МиГ-21И, служивший для изучения крыла, аэродинамических характеристик и системы управления сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. 
 
МиГ-21 стал одним из самых знаменитых и популярных истребителей в мире. На его модификациях Е-66, Е-76 и Е-33 было установлено 24 мировых рекорда. МиГ-21 выпускался серийно более 30 лет во многих модификациях на трех заводах в СССР, а также в Индии, Чехословакии и КНР, состоял на вооружении военно-воздушных сил 49 стран и участвовал во многих военных конфликтах. В Советском Союзе было построено 10158 самолетов МиГ-21. 
 
Помимо разработки истребителей МиГ-19 и МиГ-21 ОКБ-155 во второй половине 50-х гг. вело работы по опытным тяжелым истребителям-перехватчикам И-3У (И-320), И-7У, И-75 и И-75Ф системы перехвата «Ураган-1» и «Ураган-5», а затем по высотным перехватчикам Е-150 и Е-152. 
 
Кроме создания истребителей, еще в 1947 г. ОКБ-155 приступило к разработке крылатых ракет – теме «Б», руководителем которой был назначен М.И. Гуревич. Вскоре для обеспечения возросшего объема работ с апреля по декабрь 1953 г. использовалась переданная ОКБ-155 территория завода №51 в Москве, а затем тематика «перебазировалась» на основную территорию в Москве и в г. Дубна на завод №256. 
 
Для обеспечения производства завода №256 опытными работами по теме «Б» в соответствии с приказом МАП от 31 октября 1953 г. на этом заводе организовали филиал ОКБ-155, начальником которого стал заместитель главного конструктора ОКБ А.Я. Березняк. Работы по тематике «Б» велись до середины 60-х гг., когда затем филиал ОКБ-155 был преобразован в самостоятельную организацию, ныне известную как ГосМКБ «Радуга». За это время под руководством М.И. Гуревича и А.Я. Березняка были созданы такие крылатые ракеты как КС, КСС, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других, поступивших на вооружение самолетов Дальней авиации Ту-4К, Ту-16К, Ту-95К, Ту-22К, Ту-22М, а также береговых войск ВМФ. Для обеспечения опытной отработки систем крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 на базе самолетов «МиГ» были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л, «К», СДК-7, СМ-20, СМК и др. 
 
Самолет аналог крылатой ракеты КС
 
Таким образом, в 50-е гг. возглавляемое А.И. Микояном конструкторское бюро выдвинулось в число ведущих мировых разработчиков сверхзвуковых боевых самолетов, создав истребители МиГ-19 и МиГ-21, на многие годы вперед определившие развитие ВВС многих десятков стран мира. Многообразие тематики ОКБ в этот период дополнялось опытными тяжелыми перехватчиками, проложившими дорогу в серию скоростным высотным перехватчикам и разведчикам МиГ-25, а также крылатыми ракетами, надолго ставшими основным вооружением советской Дальней авиации. 

Фотогалерея