РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

 

В годы войны

В 1941 г. в сутки выпускалось до 25 МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны «МиГи» стали самым массовым типом истребителей нового поколения в составе советских ВВС: их доля достигала 89,9%. Уже в первые часы войны они вступили в воздушные бои с немецко-фашистской авиацией.

 

Истребители МиГ-3 составляли основу самолетного парка 6-го авиационного корпуса ПВО, защищавшего небо Москвы. 

В октябре 1941 г., когда враг приближался к Москве, завод №1 и ОКО были эвакуированы в г. Куйбышев (Самару). Выпуск МиГ-3 продолжался и здесь, однако в конце декабря 1941 он был прекращен. Пережившая потери и эвакуацию, моторостроительная промышленность не могла дать достаточное количество необходимых для МиГ-3 моторов. 
 
Всего в 1940–1942 гг. было построено 100 самолетов МиГ-1 и 3172 самолета МиГ-3. 
 
Самолеты МиГ-1 и МиГ-3 внесли весомый вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков. Они сыграли заметную роль в боях, особенно на начальном периоде войны. Именно на МиГ-3 одержал свою первую воздушную победу прославленный советский ас А.И. Покрышкин, сбивший на «МиГе» немецкий Ме-109Е. Самолеты МиГ-3 выбрали себе пилоты двух элитных истребительных авиаполков, сформированных из опытнейших летчиков-испытателей НИИ ВВС. Под командованием выдающихся пилотов С.П. Супруна и П.М. Стефановского эти полки сражались на Западном и Северо-Западном фронтах. МиГ-3 внесли весомый вклад в разгром врага под Москвой, а затем долгое время использовались в составе истребительных авиаполков ПВО. Высокая степень унификации и ремонтопригодности «МиГов» обеспечила им долгий (даже в условиях военного времени) срок службы в течение всей войны. 
 
Когда немецко-фашистские войска были отброшены от столицы, ОКО вернулось в Москву. На базе ОКО в марте 1942 г. было создан опытный завод №155 (ОКБ-155). Его директором и главным конструктором назначили А.И. Микояна.

Основные силы были направлены на дальнейшее совершенствование истребителя МиГ-3, а также на создание на его базе истребителей с более высокими летно-тактическими данными. В период Великой Отечественной войны были построены улучшенные модификации этого истребителя: И-230, И-231, а также И-211. Также были разработаны и испытаны истребители с высокими летными характеристиками и мощным вооружением: И-220 («А») и И-225 («5А»), высотные перехватчики И-221 («2А»), И-222 («3А») и И-224 («4А»). Продолжалась работа над проектами, начатыми еще до войны, такими как истребитель сопровождения ДИС-200.

 

МиГ-3 7ИАК ПВО над Ленинградом

Уже в ходе войны стало ясно, что силовая установка, состоящая из поршневого мотора и воздушного винта, подошла к пределу своих возможностей. Достигнув скорости порядка 750 км/ч, самолеты, имеющие поршневую винтомоторную группу, встретили ряд неразрешимых для них проблем. По мере увеличения скорости и приближения ее к скорости звука резко возрастало сопротивление, поэтому даже небольшая прибавка в скорости более 700 км/ч требовала значительного роста мощности поршневой винтомоторной группы, а следовательно, и ее габаритов. Таким образом, уже к концу Второй мировой войны назрела необходимость перехода на новые силовые установки. 
 
22 мая 1944 г. вышло постановление ГКО о развитии реактивной авиации. Ввиду отсутствия в то время в стране турбореактивных двигателей ОКБ-155 приступило к созданию самолета И-250 («Н») с комбинированной силовой установкой (поршневой ВК-107А плюс воздушно-реактивный ВРДК с приводным компрессором), взлетевшего в марте 1945 г. И-250, показавший скорость 825 км/ч, выпускался малой серией на заводе №381 под обозначением МиГ-13. Однако применение комбинированной установки было лишь временной мерой, т.к. не вызывало сомнений то, что будущее принадлежит самолетам с реактивными двигателями. 
 
Главным итогом деятельности ОКБ, возглавляемого А.И. Микояном, в годы войны стало дальнейшее совершенствование МиГ-3 и создание на его базе ряда опытных истребителей и перехватчиков с очень высокими характеристиками. Созданные как дальнейшее развитие МиГ-3 опытные самолеты серии «А» обладали на то время самыми высокими в СССР летными данными. Их разработка позволила ОКБ, в отсутствие серийного производства его самолетов во второй половине войны, сохранить и развить свой потенциал, что обеспечило возможность уже в первые послевоенные годы приступить к созданию первых в СССР реактивных истребителей, выдвинувших конструкторское бюро в число мировых лидеров реактивного самолетостроения. 

Фотогалерея